6864
12985 людям на сумму 97566585 рублей
На регулярные пожертования уже подписались 36525 человек
Раздел не найден.
К сожалению, сохранилось мало исторических свидетельств о жизни великого просветителя ирландского народа, хотя его имя обросло множеством преданий и легенд. Единственными достоверными и надежными документами, датируемыми временем святителя, являются дошедшие до нас его собственные творения: «Исповедь» (своего рода автобиография) и «Послание к Коротику»[1] (бриттскому вождю из района Стратклайд, пришедшему в Ирландию, умертвившему и продавшему в рабство пиктам многих новообращенных христиан). Существует несколько современных переводов «Исповеди» свт. Патрика на русский язык, наиболее авторитетным из которых является перевод патролога А.Г. Дунаева[2]. С именем апостола Ирландии связано несколько других ранних документов. Среди них так называемый «Первый собор»[3], состоящий из 34 «правил» в форме окружного послания епископов. По мнению ученых, они, вероятно, относятся к VI веку и составлены через 100–150 лет после смерти Патрика, хотя ряд постановлений, несомненно, могли быть инспирированы самим святителем. Вопреки мнению скептиков, эти правила не являются подделкой, а служат свидетельством о Древней Церкви в Ирландии. Помимо вышеперечисленных источников, до наших дней дошли «Житие святого Патрика», написанное в VII веке святым Муирху (который также составил свою версию жития прп. Бригиты), другие, более поздние жития, а также предания разной степени достоверности. Живший в начале IX века валлийский историк Ненний тоже рассказывает историю свт. Патрика в своем знаменитом труде «История бриттов». Изображение свт. Патрика на восточном окне Придела Богоматери англиканского собора г. Арма (любезно предоставлено настоятелем собора г. Арма) Происхождение и годы рабства в Ирландии Будущий апостол и чудотворец всей Ирландии родился около 390 года и был римо-британцем по происхождению. Местом его рождения было селение Баннавем Табурниа на берегу Ирландского моря, на северо-западе Британии. Учеными оно не идентифицировано, но, вероятно, это была территория английского графства Камбрия или окрестности Дамбартона к югу от Антонинова вала на западе Шотландии. Его отец, Кальпорний, был диаконом, а дед, Потит, – пресвитером. Кальпорний происходил из высокопоставленной римской семьи и в молодости служил чиновником в римской администрации. Святой носил латинское имя «Патрикий» (Patricius), что значит «благородный» («Patrick» – это английская, а «Padraig» – ирландская форма его имени). Свт. Патрик получил хорошее образование, но в юности его не очень интересовала христианская вера. Когда святому было 16 лет, ирландские пираты совершили набег (что не было редкостью в то время) на загородное имение его отца, во время которого юного Патрика взяли в плен и отправили в северную Ирландию – на место нынешнего графства Антрим. Святому предстояло 6 лет томиться в рабстве, работая на своего хозяина Милху (местного вождя) – пася его овец на горе Слемиш недалеко от нынешнего города Баллимина. Согласно свидетельству Патрика, в годы рабства будущий святитель жил среди христиан, что говорит о том, что вера Христова проникла в страну еще до начала его проповеди. В те годы юноша жил в тяжелейших условиях, будучи практически лишенным одежды, еды и свободы – ему приходилось работать день и ночь. Но общение с братьями по вере, а также навалившиеся скорби и испытания значительно укрепили веру будущего светильника Церкви. И свт. Патрик начал усердно молиться, моля Бога избавить его от рабства. Уже тогда он почувствовал радость Богообщения и тепло от непрестанной молитвы. «Ежедневно я пас скот и часто молился, – все больше увеличивалась любовь к Богу, и страх перед Ним, и вера умножалась, и дух побуждал к тому, что в один день я совершал до сотни молитв и почти столько же ночью; что даже когда я пребывал в лесах и на горе, вставал до рассвета на молитву в снег, в стужу, в дождь». И однажды, согласно житию, когда угодник, по обыкновению, пас стада овец, перед ним появилась фигура. Незнакомец сказал: «Не бойся, Патрик! Твои молитвы услышаны Богом. Я, ангел Викторик, пришел помочь тебе сбежать от язычников… Спустись с утеса, пройди, и увидишь судно». И ангел исчез. Патрик посмотрел вниз с утеса в задумчивости и нерешительности. Вдруг он увидел узкую тропинку, идущую вниз. Он спустился к берегу и, пройдя 200 миль с севера на юг, увидел торговое судно. Мытарства и возвращение на родину Прошло много дней. Патрик и его спутники-язычники причалили к берегу необитаемой земли – возможно, это была Бретань. Два месяца им пришлось скитаться по неизведанной земле, где, по молитвам свт. Патрика, Господь каждый день чудесным образом посылал путникам еду, огонь и ясную сухую погоду. Вот один эпизод из их скитаний: «…28 дней шли пустынным путем, так что еды стало не хватать, и голод усилился. Однажды кормчий начал мне говорить: ‟Что же, христианин? Ты утверждаешь, что Бог твой велик и всемогущ? Тогда почему ты не можешь помолиться за нас, ибо мы в опасности умереть от голода?” Я уверенно сказал им: ‟Обратитесь с верой, от всего сердца, к Господу Богу моему, потому что ничего нет невозможного для Него, чтобы сегодня послал Он вам пищу на пути вашем, пока не насытитесь”, – и, с помощью Божией, так и произошло. Вот, стадо свиней появилось на дороге перед нашими глазами, и они убили многих из них, и хорошо подкрепились. Они воздали Богу величайшую благодарность, и я был в почете в глазах их. С того дня еда была у них в изобилии. Той же ночью во сне сильно искушал меня сатана, о чем буду помнить, пока буду в этом теле». Лишь спустя несколько лет Патрик, едва не умерев от голода, претерпев немало препятствий и бедствий, наконец вернулся в родной дом. Подготовка к миссии На родине свт. Патрик стал обучаться на священника. Но вскоре тот же ангел явился ему снова и провозвестил: воля Божия такова, чтобы Патрик вернулся в страну своего пленения навсегда, дабы стать ее просветителем и духовным руководителем. Весьма вдохновленный видением, свт. Патрик твердо решил посвятить оставшуюся жизнь служению Господу, а в первую очередь – поехать в Галлию, чтобы получить дальнейшее образование и лучше подготовиться к предстоящей миссии. По преданию, в Галлии свт. Патрик учился под руководством прославленного святителя Германа Осерского[4], а также, вероятно, в великой Турской обители, основанной святителем Мартином Милостивым. По преданию, в Галлии свт. Патрик учился под руководством прославленного святителя Германа Осерского В это время у свт. Патрика обнаружился дар чудотворения. Ученые предполагают, что свт. Патрик также посетил обитель на острове Лерин на юге Галлии, основанную под влиянием египетских отцов-пустынников, и другие центры православного монашества Западной Европы. После Галлии Патрик, возможно, поехал обучаться в Рим, а в 432-м году, перед отправлением в Ирландию, он был хиротонисан во епископа свт. Германом Осерским (по другой версии, свт. Аматор Осерский еще раньше посвятил Патрика во архиерея). Начало миссии в Ирландии В 432-м году свт. Патрик взял с собой 12 спутников и отправился по морю на «Изумрудный остров» – так называют Ирландию благодаря красоте ее природы. В Ирландии святитель высадился в местечке Сол близ нынешнего города Даунпатрик. Святой повелел спутникам укрыться в лесу, подальше от людских взоров, пока он осмотрится и поймет, где они находятся. В то самое время принцессы Этна и Фидельма, дочери местного короля (фактически главы небольшого княжества) Лохры, вышли купаться на берег реки. Патрик, выучивший ирландский язык за годы пленения, заговорил с ними. Сначала девушки испугались, но, видя доброе и сияющее любовью лицо святого, сели рядом и стали внимать его словам. Патрик рассказал принцессам о Христе и Его учении, и старшая из них, выслушав благую весть, сказала, что новая вера им нравится больше, чем язычество, и попросила покрестить их. Святой крестил принцесс в реке и вскоре прибыл ко дворцу их отца. Вождь Лохра и все его придворные приняли христианство, а принцессы Этна и Фидельма, посвятившие свою жизнь Христу, впоследствии почитались в лике святых (память 11 января)[5]. Что представляла собой Ирландия в то время До прихода свт. Патрика Ирландию никогда никто не завоевывал, так что она не зависела ни от Рима, ни от кого бы то ни было еще. Большая часть Ирландии в то время практиковала язычество, совершались человеческие жертвоприношения языческим богам, и культ природы был весьма силен. Ирландское общество было жестко разделено на разряды, подобные индийским кастам: короли (клановые вожди) были на вершине пирамиды, затем шли друиды (языческие жрецы), барды, врачи, хранители порядка (brehons), и в самом низу – рабы. Это означало, что миссионерам предстояло обращать в веру каждую «касту» по отдельности. Помимо этого, в ирландском обществе той эпохи можно выделить три основных класса: высший – короли, знать и землевладельцы; средний – друиды, ремесленники, врачи, музыканты (особый дар ирландского народа: до сих пор почти каждый ирландец является музыкантом или поэтом!) и представители разных других профессий; низший – простой народ и свободные крестьяне. Ирландия состояла из множества крошечных королевств (княжеств), находившихся друг с другом в состоянии почти постоянной войны. Но в итоге образовалось 5 основных королевств: Манстер, Коннахт, Мит, Ленстер и Ольстер. Первая построенная свт. Патриком церковь Первая задокументированная церковь на ирландской земле построена свт. Патриком в Соле в 433-м году. История ее создания такова. По преданию, когда святой и его спутники высадились рядом с устьем маленькой реки Слейни (не путать с большой рекой Слейни на юго-востоке), их встретил местный вождь Диху. Диху был так поражен святостью Патрика, что немедленно уверовал во Христа и подарил ему большой амбар, чтобы его переделать в храм. Эту церковь Патрик стал использовать как свою первую миссионерскую базу – отсюда святой епископ совершал поездки в различные места проповедовать благую весть. 26 марта того же года, в Великую субботу, свт. Патрик зажег первый в стране Пасхальный огонь на вершине холма Слейн близ долины Тара. Свт. Патрик зажег первый в стране Пасхальный огонь на вершине холма Слейн близ долины Тара Это была торжественная Пасхальная всенощная, в которой приняли участие многие новообращенные христиане, исполненные Пасхальной радостью и атмосферой торжества веры Христовой над идолопоклонством. Тем временем языческие жрецы были предупреждены своими «богами» (т.е. бесами), что их злейший враг ступил на ирландскую землю – он искоренит старую религию и утвердит поклонение «Распятому» по всему острову. Служение свт. Патрика в Ирландии Статуя свт. Патрика рядом с островом Стейшн, Ирландия Всю свою оставшуюся жизнь свт. Патрик посвятил поездкам по Ирландии (особенно по северной части острова, где была его база), проповедуя, уча, крестя, воздвигая храмы, строя монастыри, обращая в христианство жителей – от вождей до простолюдинов, изгоняя бесов, исцеляя, совершая всевозможные чудеса, обучая и наставляя духовенство, среди которого было множество будущих святых. Разумеется, языческие князья и жрецы-друиды встретили проповедь свт. Патрика крайне враждебно. Святителю пришлось претерпеть многие гонения и злоключения со стороны злобно настроенных язычников. Но Господь, избравший свт. Патрика Своим великим сосудом и духовным отцом ирландского народа, а также ангелы хранили святителя и его учеников, не раз спасая от неминуемой смерти на протяжении многих лет. «Милостивейший Бог часто избавлял меня от рабства и опасностей, которым подвергалась душа моя, помимо многих козней, которые не могу выразить словами. Бог, знающий всё даже прежде бытия, – мой Поручитель, что Божественный голос часто предупреждал меня, убогого, сирого простеца». Самая известная история гласит, что однажды друиды устроили засаду на святителя и его спутников, но, по молитвам свт. Патрика, они стали неузнаваемыми для злодеев, которые вместо них увидели проходящее мимо стадо оленей. В другой раз банда бриттов высадилась на берегу Ирландии для покорения страны. Свт. Патрик силой своего слова и смирением уговорил воинов вернуться обратно домой с миром. Гора Кроу-Патрик, графство Мэйо Однажды друиды устроили засаду на святителя и его спутников, но, по молитвам свт. Патрика, они стали неузнаваемыми для злодеев Благодаря примеру праведной жизни свт. Патрика, его благодатным проповедям и чудесам обращение Ирландии в истинную веру было не столь продолжительным и абсолютно бескровным процессом. После 7 лет непрестанных миссионерских поездок и трудов на ирландской земле Патрик провел весь Великий пост на одной горе на территории нынешнего графства Мэйо – сегодня эта гора известна как Кроу-Патрик; имеет 764 метра в высоту. В своих проповедях апостол ирландцев обличал язычество, рабство, идолопоклонство (в том числе солнцепоклонство). Равноапостольный муж крестил тысячи ирландцев в Православную веру, проповедовал учение Христа, принес ученость на ирландскую землю. Христианизация Ирландии, начатая свт. Патриком и его ближайшими последователями, затронула все слои общества. Как видно из «Исповеди» свт. Патрика, он отличался скромностью и смирением. Он говорит о себе:
[1] С одним из русских переводов «Письма Коротику» можно ознакомиться здесь: http://pstgu.ru/download/1249678177.7.pdf
[2] https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/93f8b37206f7091b238bc052e755950afbc0aa02/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%A1%D0%A4%D0%98_%D0%92%D1%8B%D0%BF30_%D0%94%D0%BB%D1%8F%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8_27.06.19-202-223.pdf Приводимые ниже цитаты взяты из этого источника.
[3] С одним из русских переводов «Первого собора» можно ознакомиться здесь: https://predanie.ru/book/67961-tvoreniya/
[4] Память святителя Германа Осерского – 31 июля/13 августа. С 2017 г. почитается всей Русской Православной Церковью – Д.Л.
[5] Эта история, скорее всего, произошла не сразу, а через какое-то время после прибытия свт. Патрика в Ирландию, поскольку Лохра был правителем Коннахта, находившегося далеко от Сола на севере.
[6] http://www.vostlit.info/Texts/rus/Nennius/framenenn.htm
[7] https://ustav.livejournal.com/1251079.html Этот же текст на церковно-славянском языке: https://azbyka.ru/days/sv-patrikiy-irlandskiy
Введите сумму для пожертвования
Сумма помощи не может быть меньше 15 рублей
E-mail не может быть пустым
Неправильный E-mail
* Чтобы разделить платеж на всех, сумма должна быть не меньше 100 руб.
Вам необходимо подтвердить согласие с договором-офертой и политкой обработки персональных данных
Сумма помощи не может быть меньше 12 рублей
77777Вам необходимо подтвердить согласие с договором-офертой и политкой обработки персональных данных
Сейчас Вы будетеперенаправлены на сайтплатёжной системы
Среди клириков и мирян Русской Православной Церкви бытует неоднозначное мнение о паломнических поездках. Мнения разнятся: кто-то считает это обязательным, а кто-то говорит, что не стоит возлагать слишком большие надежды на особое место для молитвы… Но все сходятся в одном: святые места России — не панацея для возрастания в вере. И все же в намоленных местах, прославившихся чудесами стоит побывать. Особенно, если ваша цель — почувствовать единение с православными верующими, увидеть своими глазами храмы и монастыри с вековой историей.
Дорогие друзья! Примите нашу искреннюю благодарность и признательность за щедрость, за участливое неравнодушие, за солидарность. Огромное спасибо! Вы сделали пожертвование и хотите знать, что стало с вашими деньгами – куда конкретно пошли ваши деньги, кому именно помогли. Раздел ВАШИ ДЕНЬГИ как раз об этом, знакомьтесь .....
Вадим
Ваня мечтает ходить
Алена П.
Алена Ш.
Багдан
Мария
Виктор
Кому нужны скажите старики?
Володя
Виктория
Елизавета
Платан
Глеб
Центр "Бомж"
Платан, люди помогающие детям
Дмитрий
Лев
Дина
Артем