Приуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32). В евангельском чтении мы слышим этот один из самых известных сюжетов, который нашел свое отражение, пожалуй, во всех проявлениях человеческого творчества. Притчу о блудном сыне Господь предложил собравшимся вокруг Него людям и ученикам. Это история о том, как у одного богатого человека было двое сыновей. И один из них сказал отцу, чтобы тот выделил ему полагающуюся часть наследства. Отец не стал перечить сыну и по любви своей сделал так, как тот требовал, и выделили все, что ему полагалось. Довольно большое имение, потому что человек этот был богат. После чего этот сын взял все и удалился из дома своего отца и очень быстро все это богатство спустил и потратил, живя блудно. Расточил с блудными людьми, растранжирил, и к тому же в области, где он находился, наступил страшный голод. Так что этому человеку, выросшему в хорошем доме, пришлось пристать к одному из жителей страны и пасти его свиней, до такой степени унижения он дошел. Он терпел такую нужду, голод, что рад бы был поесть то, что давали в качестве корма свиньям, но и этого ему не доставалось. Но этот блудный сын одумался, пришел в себя и подумал так: «В доме моего отца наемники живут лучше, чем я сейчас». Решил вернуться, покаяться перед отцом и попросить принять его уже не как сына, а как наемника, как работника и слугу. Любящий отец, только узнав, что его сын приближается, умилился, выбежал ему навстречу, обнял, приказал выдать ему лучшую одежду, перстень на руку, сапоги и приказал устроить пир и радовался этому неожиданному возвращению потерянного ребенка. Дары, которые сын требовал и получил от отца, это те дары, которые мы все от рождения получаем от Бога: красота, ум, способности и таланты. Кто виновник нашей красоты и способностей, кто источник сил? Конечно, говорят, что человек похож на отца и мать. Но в первую очередь — это Творец неба и земли, Он, Художник, создает такие прекрасные творения и наделяет их колоссальными способностями и умственными, и духовными; а паче того христиане еще и наделены дарами Святого Духа, которые они получают в крещении в Церкви. Но часто человек приписывает себе все эти дары и таланты, удаляется от Бога, не желает больше жить под кровом Его дома, слушать Его заповеди, выполнять Его просьбы, хочет сам безгранично насладиться своей жизнью. И часто такой человек стремительно расточает все свои таланты и приходит в страшное состояние. И понимая или нет, он тоже начинает пасти свиней – становится свинопасом. Святые отцы понимают под евангельскими свиньями человеческие страсти, то есть человек не хочет больше работать Богу и пребывать в Божественной благодати и неминуемо оказывается в компании этих свиней: помыслы, страсти, которым служит, и пищу, которую он готов принимать – все это свинское. Для того, чтобы понять, какой яркий образ предложил Господь слушающим, надо помнить о том, что Его слова были обращены к иудеям, для которых свинья была нечистым животным. Он говорил это, показывая глубину падения несчастного сына. Из члена семьи и наследника богатого человека он превратился в пастуха и сотрапезника свиней. Свинья — по природе своей довольно-таки нечистоплотное животное. Сейчас мы, живя в городах, оторваны от земли, от труда, и эти евангельские слова до нас просто не доходят во всей полноте. В этом смысле полезно пойти, когда представится такая возможность, на свинарник и там ощутить, как все это пахнет… какой это отвратительный запах. Но это, как раз, и есть запах греха и облик греха. Просто большинство людей не ощущает его таковым в повседневной жизни – для нас запах греха стал запахом дорогого парфюма. Мы видим грех вокруг себя, но чаще всего не различаем его истинного лица, не ощущаем его смрад. Мы видим грех вокруг себя, но чаще всего не различаем его истинного лица, не ощущаем его смрад. Сейчас многое называют красотой, блеском, успехом: конкурс такой-то, агентство такое-то, фестиваль такой-то, награда такая-то, магазин таких-то и таких-то вещей — все это облечено в красоту, благоухание, и только дети Божии могут ощутить истинное зловоние и мерзость того свинства, которое этот мир называет красотой, успехом и чем-то благим. И люди, которые посвящают свою жизнь служению этому, страдают, душа их голодна, как был голоден евангельский блудный сын. Но Господь готов принять и их, мы видим, что только одно покаяние этого сына вызвало такую любовь и еще дары со стороны отца, то есть Бога. В притче есть и другой сын. Когда он увидел, что его брат вернулся, увидел радость своих родных, слуг и отца, как он отреагировал на это? С завистью и с обидой стал высказывать претензии отцу. И брата своего он не называет братом, а говорит: «Этот, сын твой, расточил с блудницами свое имение, а ты так радуешься его возвращению. А я, который был всегда с тобой, не удостаиваюсь такой любви». К сожалению, так часто бывает и с нами. Этот грех, этот навык завидовать и осуждать ближнего очень часто превозмогает в нас христианскую любовь. Как только кто-то в Церкви что-то сделает хорошее, или просто какой-то человек рядом с нами, тут же в нашем сердце рождается зависть, критика, осуждение. Нам кажется, что лучше бы уж и не делали ничего хорошего, потому что это не мы сделали. Это очень страшная энергия, страшная сила, которая разобщает нас. То же относится и к тому, когда мы не верим, что человек исправился, изменил свою жизнь, стал другим. Мы любим вспоминать и говорить только что-то плохое связанное с ним. Что такое покаяние? Покаяние — это источник радости не только для покаявшегося человека, но и для Ангелов. В этой же главе от Луки, перед тем как рассказать эту притчу, Господь как раз говорит: «У Ангелов бывает радость об одном грешнике, вернувшемся и покаявшемся» (см.: Лк. 15, 10). Мы не хотим быть Ангелами, мы хотим быть прокурорами, судьями и разделить с Ангелами эту радость мы очень часто не можем. Покаяние — это источник радости не только для покаявшегося человека, но и для Ангелов. Покаяние — это путь к спасению, обожению, возвращению в дом Отца нашего Небесного, и этот блудный сын — это не только наш ближний или родственник, который вообще далек от Церкви, это все мы. Многие из нас прошли этот путь, многие оказавшись в Церкви, начинают расслабляться, отпадать, возвращаться к этому свиному корыту и забывать Божественную благодать. Апостол говорит, что наши тела — это сосуды Божии, в них мы должны прославлять Бога, он буквально говорит так, что не для блуда тела созданы, ни для духовного, ни для физического, а для прославления Божия (см.: 1 Кор. 6, 13). Наступает время покаяния, особой радости духовной, в скорби о грехе и радости соединения с Богом. И каждый из нас должен разделить эту радость вместе с Ангелами и постараться всеми силами кого-то тоже привести к этой Трапезе, через свой пример, свою любовь. Не как этот старший брат, который осуждал брата-грешника, а как отец, как слуга привести, чтобы все мы вместе, как сегодня сказал апостол, прославляли Бога и в телах наших и в душах наших, которые суть Божии. Аминь.