12985 людям на сумму 97566585 рублей
На регулярные пожертования уже подписались 36525 человек
Раздел не найден.
Уверение Фомы, клеймо из ретабло работы Берната Солета В это воскресенье мы празднуем уверение святого апостола Фомы, когда воскресший Христос показал ему Свои раны и повелел: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27). У многих сложился стереотип: апостол Фома – нечувствительный, закоренелый невер, который способен уверовать только в силу чрезвычайных обстоятельств. Даже такое выражение сложилось – «Фома неверующий». И почему-то многие стремятся сделать этот праздник днем научного работника, как будто наука заранее программирует человека на неверие! Но так ли это? Что мы знаем о святом апостоле Фоме? Немногое. Известно, что его еврейское имя означает «Близнец», чему толкователи давали разное объяснение; одно из них состоит в том, что так называли человека сомневающегося. Происходил он из палестинского города Панеады. В Евангелиях он перечисляется вместе с прочими апостолами. Впервые мы слышим его голос, когда ученики уговаривают Христа не идти в Иудею, чтобы воскресить Лазаря Четверодневного: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11: 8). Но Спаситель отклоняет их уговоры, и тогда Фома говорит: «Пойдем и мы, умрем с Ним» (Ин. 11: 16). Тут перед нами не бесчувственный маловер, а человек самоотверженный, готовый идти на смерть вместе со Своим Учителем и ради своего друга. Фома был на Тайной вечери и после нее бежал вместе со всеми. И когда в день Воскресения радостные ученики говорили ему: «Мы видели Господа», он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Но вопрос: кому не доверяет апостол Фома? Не тем ли ученикам, которые оставили своего Учителя, бежали и, за исключением святого евангелиста Иоанна Богослова, даже не присутствовали при Его крестной смерти? И разве воспоминание о ранах Христа не укор прежде всего своей совести, а также и совести других апостолов за то, что они оставили Спасителя в самый тяжелый час? В этих немногих словах мы видим и муки совести Фомы, и пламенное желание встречи с Воскресшим, но лицом к лицу, а не через чьи-либо рассказы. Слова о ранах Христа – укор и себе, и другим апостолам: они оставили Спасителя в самый тяжелый час Это прекрасно понимали толкователи, в частности Никифор Каллист Ксанфопул, который писал, что Христос неслучайно медлит восемь дней, чтобы горячее стремление Фомы возросло до высшей степени. «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин. 20: 26–29). Отметим в этом евангельском отрывке, во-первых, дарование Христом мира, который возможен при полноте веры и вместе с тем знаменует ответ на горячее устремление святого апостола Фомы. Далее, Спаситель в точности повторяет слова Фомы, знаменуя Свое всеведение. И в-третьих, не сказано, вложил ли Фома свой перст в раны Христа. Однако богослужебное предание Церкви дает утвердительный ответ. Послушаем хотя бы слова преподобного Романа Сладкопевца: Кто сохрани ученика длань неопаленну, егда огненному ребру приближися Господа? Кто дарова ей стремление и укрепи коснутися огненной кости? Аще не осязанное ребро силу дарова перстней деснице, како имаше коснутися страданьми поколебавшаго вышняя и нижняя?[1] (Кондак на Фомину неделю) И здесь мы получаем ответ на основной вопрос: в чем смысл «неверия» Фомы? Оно состоит в искании Самого Бога, в стремлении прикоснуться к Божественному огню, к его благодати и причаститься ему. Фома стремился прикоснуться к Божественному огню, к его благодати и причаститься ему Посему подобное искательное «неверие» похвально, ибо оно в своей основе связано с верой и несет в себе не косность, не энтропию, а, напротив, – движение и дерзновение: О воистинну похваляемаго Фомы страшнаго начинания! Дерзостно бо осяза ребра, Божественным огнем блистеющая. (Канон Фоминой недели. 5-я песнь) И из такого «неверия» рождается полнота глубокой веры: Неверие Фомино, веры родительное нам показал еси, Ты бо вся премудростию Твоею промышляеши полезно, Христе, яко Человеколюбец. (Канон Фоминой недели. 5-я песнь) Не всуе усумневся Фома о востании Твоем, не низложися, но несумнетельное тщашеся показати сие, Христе, всем языком. Отонудуже неверием уверив, всех научи глаголати: Ты еси Господь превозносимый, отцев и наш Боже, благословен еси. (Канон Фоминой недели. 7-я песнь) Подобное понимание присутствовало и у великого русского ученого Сергея Сергеевича Аверинцева. Он выразил его в своем стихе об апостоле Фоме: Стих о уверении Фомы Глубину Твоих ран открой мне, покажи пронзенные руки, сквозные раны ладоней, просветы любви и боли. Я поверю до пролития крови, но Ты утверди мою слабость; блаженны, кто верует, не видев, но меня Ты должен приготовить. Дай коснуться Твоего сердца, дай осязать Твою тайну, открой муку Твоего сердца, сердце Твоего сердца. Ты был мертв – и вот, жив вовеки, в руке Твоей ключи ада и смерти; блаженны, кто верует, не видев, но я ни с кем не поменяюсь. Что я видел, то видел, и что осязал, то знаю: копье проходит до сердца и отверзает его навеки. Кровь за Кровь, и тело за Тело, и мы будем пить от Чаши; блаженны свидетели правды, но меня Ты должен приготовить. В чуждой земле Индийской, которой отцы мои не знали, в чуждой земле Индийской, далеко от родимого дома, в чуждой земле Индийской копье войдет в мое тело, копье пройдет мое тело, копье растерзает мне сердце. Ты назвал нас Твоими друзьями, и мы будем пить от Чаши, и путь мой – на восток солнца, к чуждой земле Индийской. И все, что смогу я припомнить в немощи последней муки: сквозные раны ладоней, и бессмертно – пронзенное – Сердце.
Книги протодиакона Владимира Василика в интернет-магазине "Сретение"
[1] Перевод с греческого на церковнославянский протодиакона Владимира Василика.
Введите сумму для пожертвования
Сумма помощи не может быть меньше 15 рублей
E-mail не может быть пустым
Неправильный E-mail
* Чтобы разделить платеж на всех, сумма должна быть не меньше 100 руб.
Вам необходимо подтвердить согласие с договором-офертой и политкой обработки персональных данных
Сумма помощи не может быть меньше 12 рублей
77777Вам необходимо подтвердить согласие с договором-офертой и политкой обработки персональных данных
Сейчас Вы будетеперенаправлены на сайтплатёжной системы
Среди клириков и мирян Русской Православной Церкви бытует неоднозначное мнение о паломнических поездках. Мнения разнятся: кто-то считает это обязательным, а кто-то говорит, что не стоит возлагать слишком большие надежды на особое место для молитвы… Но все сходятся в одном: святые места России — не панацея для возрастания в вере. И все же в намоленных местах, прославившихся чудесами стоит побывать. Особенно, если ваша цель — почувствовать единение с православными верующими, увидеть своими глазами храмы и монастыри с вековой историей.
Дорогие друзья! Примите нашу искреннюю благодарность и признательность за щедрость, за участливое неравнодушие, за солидарность. Огромное спасибо! Вы сделали пожертвование и хотите знать, что стало с вашими деньгами – куда конкретно пошли ваши деньги, кому именно помогли. Раздел ВАШИ ДЕНЬГИ как раз об этом, знакомьтесь .....
«Не бойся, потому что Я с тобой; не смущайся, потому что Я — Бог твой. Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницей правды Своей».
Во славу Господа
Илья
Дмитрий
Ваня учится есть и глотать
Костя не умеет говорить
Вадим
Ваня мечтает ходить
Алена П.
Алена Ш.
Багдан
Мария
Виктор
Володя
Виктория
Елизавета
Платан
Глеб
Центр "Бомж"